Министерство образования и науки Республики Казахстан
Акмолинская область Бурабайский район
Город Щучинск СШ№2
Мини-центр «Айголек»
Открытое
занятие по формированию элементарных математических представлений
в старшей группе «Солнышко»
Тема:
«Устный
счет в пределах 10 прямой и обратный . Закрепление знаний о геометрических
фигурах. Решение простейших примеров »
Подготовила
и провела воспитатель :Ибраева С.С
Образовательная часть: Познание
Раздел : Формирование элементарных математических представлений.
Тема: Устный счет в пределах 10 прямой и обратный . Закрепление знаний о геометрических фигурах. Решение простейших примеров.
Цели:
Усвоить ранее полученные знания, умение и навыки устного счёта от 0 до 10, знание геометрических фигур
Задача:
1. Повторить порядковый счёт. Учить отвечать на вопросы: Сколько? Который по счёту? На каком месте?
2. Учить решать примеры на основе зрительно воспринимаемой информации.
3. Развивать мелкую моторику: рисовать геометрические фигуры по шаблону и выполнять штриховку. Формировать навык самоконтроля и самооценки.
4. Воспитывать у детей самостоятельность, активность, аккуратность, развивать логическое мышление, память.
Метод: словесно – наглядный, практический.
Оборудование: иллюстрации к сказке: «Колобок», шаблоны (круг, квадрат, овал,
прямоугольник, треугольник ), счётные палочки, цветные карандаши, клей.
Ход занятия
I. Орг. Момент
Приветствие
Встанем все красиво,
Поздороваемся учтиво.
Тихо сели, спинки прямо
Мы легонечко вздохнем
И занятие начнем
II. Актуализация знаний.
- Ребята, вы хотите пойти в сказку?
- А в какую сказку мы пойдем , попробуйте догадаться сами.
На сметане был мешен,
На окошке был стужен.
Убежал от бабы с дедом,
А лисе он стал обедом….. (Колобок)
III. Итак отправляемся в сказку.
Жили-были дед да бабка. Попросил дед бабку испечь колобка. Испекла бабка колобка и положила его на окно студиться. Колобок лежал- лежал, да и укатился .
Ребята, почему колобок не убежал, а покатился? (Ответ детей)
Катится, катится колобок мимо елок . А на встречу ему заяц.
- Ребята, а давайте посчитаем мимо скольких елочек добрался колобок к зайцу?
- А от зайца сколько до колобка? (Прямой счет и обратный).
- Колобок, колобок я тебя съем!
- Не ешь меня, заяц!
- Хорошо, не буду, если ты мне поможешь! Наступила зима. А в нашей семье все варежки перепутались. Помоги мне, колобок!
- Ребята, поможем найти варежки? Посмотрите ребята, варежки все одинаковые но нужно правильно найти пару. (ответ детей)
Заяц объясняет
У меня варежки с синим прямоугольником.
У зайчихи с красными квадратиком.
У зайчонка
Тома с желтым кругом
У зайчонка Тима с зеленым треугольником
У зайки Тамы с розовым пятиугольником..
(Дети по одному подбирают пару варежек. Дают определение каждой паре объясняя чем отличаются друг от друга, по фигуре, по цвету.)
- Спасибо вам ребята и тебе колобок, что вы помогли мне и моей семьей найти варежки. Теперь наши лапки не замерзнут.
Катиться колобок дальше, а на встречу ему волк. Сидит под деревом и дрожит.
- Волк , ты почему дрожишь?
- Зима пришла, а у меня шуба вся дырявая.
-Вот если бы ты, колобок помог мне залатать шубу, тогда я тебя не съел бы.
- Ну что , ребята поможем залатать шубу волку?
У вас ребята на столах лежит шуба и заплатки. А скажите –ка ребята, заплатки на что похожи? (Дети работают в паре.)
Молодцы, волк очень доволен вашей помощи и теперь не замерзнет он зимой.
Катится колобок дальше и на пути у него ручеек. Чтобы через ручеек перебраться надо выполнить задание колобка.
Скажите ребята, почему зимой ручеек не замерзает? Потому что вода постоянно бьет из под земли а он не
успевает замерзать.
- Ребята, давайте поможем колобку перейти через речку и построить мостик. Чтобы мостик нам построить, нужно выполнить задание выложить из наших чисел бревна. Прямой и обратный счет от 1 до 10.
Молодцы выполнили задание, построили мостик.
Физминутка
Муз сопровождение песня «Как живешь вот так».Дети повторяют движения за воспитателем.
Теперь колобок может дальше отправиться в путешествие.
Покатился колобок дальше, а на встречу ему медведь идет и ревет.
- Что случилось , медведь ?
- Зима пришла, все медведи спят. А у меня дома нет, поэтому я хожу и реву на весь лес.
- Помоги мне колобок построить дом.
-Ребята, медведи которые зимой не залегли в спячку, называют их- шатунами. Они зимой опасны, потому что голодные. Чтобы наш медведь не стал – шатуном , давай те построим дом.
Дети выкладывают из счетных палочек дом. Объясняя из каких фигур построили дом, чем отличаются. Сколько использовали палочек?
Спасибо вам ребята и колобок! Вы мне домик построили и про геометрические фигуры рассказали. А я отправляюсь в свой домик спать до весны.
Катится колобок дальше а на встречу ему лиса.
Колобок, колобок, я тебя есть не буду, у меня сегодня день рождение. И в подарок мне решите задачки.
Три голубя белых на крыше сидели.
Два голубя снялись и улетели.
Ну-ка, скажите мне поскорей,
Сколько осталось сидеть голубей?
Ежик по грибы пошел,
Десять рыжиков нашел.
Восемь положил в корзинку,
Остальные же - на спинку.
Сколько рыжиков везет
На своих иголках еж?
Четыре спелых груши
На веточке качалось.
Две груши снял Павлуша,
А сколько груш осталось?
Лиса осталась очень довольна вами.
IV.Рефлексия:
Нашему колобку и лесным жителям очень понравилось как вы работали, ведь благодаря вашим знаниям, умениям, вы смогли справиться со всеми заданиями, их выполняли вместе и дружно.
А в народе говорят « Дружно не грузно, а врозь хоть брось» значит всегда и везде быть один за всех и все за одного. Ребята Вы молодцы!
- Что вам сегодня понравилось на занятие?
А какие вам задания больше понравились?
Самоанализ занятия по формированию элементарных математических представлений.
Тема: Устный счет в пределах 10 прямой и обратный . Закрепление знаний о геометрических фигурах. Решение
простейших примеров.
Тип урока: Интегрированный: математика, чтение, казахский язык.
Вид урока: Игра-путешествие
Формы: фронтально-коллективные, индивидуальные, коллективные.
Методы: Словесный, наглядный, самостоятельный, игровой, проблемно-поисковый.
Технологии: элементы технологии ТРИЗ, здоровьесберегающей технологии.
Оборудование: интерактивная доска, индивидуальные карточки, карточки на сравнение,счетные палочки.
Билингвальный компонент: колобок-бауырсак, лиса-түлкі, волк-қасқыр медведь- аю, қоян-заяц.
Цели:
1. Повторить порядковый счёт. Учить отвечать на вопросы:
Сколько? Который по счёту? На каком месте?
2. Развивать
мелкую моторику: рисовать геометрические фигуры по шаблону и выполнять штриховку. Формировать навык самоконтроля и самооценки.
3. .Воспитывать у детей самостоятельность, активность, аккуратность, развивать логическое мышление, память.
Структура занятия позволяла формировать активную учебную деятельность, развивать познавательные интересы, самостоятельность мышления обучающихся.
На занятиях сочетались различные формы и методы работы: индивидуальная (устный счет, карточки),групповая (физминутка),фронтальная(определение пары геометрических фигур).
На различных этапах занятия детям оказывалась необходимая индивидуальная помощь.
Характер общения с детьми на занятии демократичный.
На занятии применялись здоровьесберегающие технологии(физминутка общего воздействия). На занятии один вид деятельности переходил в другой. Был применен билингвальный компонент.
Закрепили геометрические фигуры, устно решали примеры.
Используемые во время занятия разнообразные методы и приемы учебной работы позволили достичь поставленной цели.
Нетрадиционная форма занятия помогла привить интерес к учебному предмету, в игровой форме закрепить изученный материал.
Я считаю, на занятие достигла цели дети умеют сравнивать числа, определять геометрические фигуры их по цвету, размеру. Закрепили количественный и порядковый счет.