Участие в неделе аттестуемых учителей
В средней школе № 2 с 30 января по 4 февраля проходила неделя аттестуемых учителей. Мы с ребятами приняли активное участие в данном мероприятии.
Наш 3 «А» класс представил показательный урок русского языка по теме: «Роль глаголов в речи». Дети показали хорошие знания по изученному материалу, выполняли различного вида задания, подготовили мини-сценки, учились работать самостоятельно в парах. Данный урок был подготовлен и проведен с использованием технических средств обучения (технология ТСО). На нём присутствовали заместители директора: Глинова И.А.,
Жумагулова А.Ж., Гончаренко М.В., Тупенова Г.А., руководитель МО – Алексеенко Т.Б.,
учителя начальных классов и предшколы. Отзывы об уроке были положительными. Мы
достигли своей цели и показали хорошие результаты знаний.
От улыбки лучше стал урок,
От улыбки в школе ладится работа,
Улыбнись, ведь ты же педагог.
Улыбнись, когда рычать тебе охота.
И тогда, наверняка, воспитать ученика
Сможешь ты, не совершив уже ошибки,
С голубого ручейка начинается река
Воспитание начинается с улыбки.
Никогда дружок, не забывай,
Чтоб улыбка украшала чье-то детство,
В воспитанье чаще применяй
Это главное техническое средство.
Классный руководитель 3 «А» класса:
Савченко Наталья
Викторовна
Конспект
открытого урока по русскому языку в 3 «А» классе
Учитель:
Савченко Н.В.
Тема:
Роль
глаголов речи.
Цель: формировать умения распознавать глаголы среди других
частей речи, употреблять глаголы в речи.
Задачи:
Обучающая – обучить распознавать глагол среди других
частей речи и
совершенствовать этот
навык.
Развивающая – развитие речи, операций мышления (анализ,
синтез,
обобщения и т.д.),
расширять словарь учащихся.
Воспитательная – воспитывать уважение к труду людей,
аккуратность, любовь
к языку.
Планируемые результаты:
·
Обучающиеся, опираясь
на существенные признаки, научатся распознавать глаголы среди других
частей речи;
·
создать
условия учащимся для самостоятельного формирования выводов на основе своих
наблюдений и сравнений;
·
находить
глаголы в предложении и правильно ставить вопросы: Что делать? Что делают?;
·
выполнять
творческие задания; слушать собеседника и вести диалог;
·
оценивать
себя, границы своего знания и незнания;
·
работать в
паре и оценивать товарища.
Тип урока: урок повторения материала.
Оборудование: проектор, компьютер, интерактивная доска,
презентация,
карточки для работы
в парах, карточки с
дифференцированными
заданиями, девиз урока с картинками,
сундучок с
«крылатыми выражениями», «домики» частей речи,
стихотворения-сценки для
учащихся, буква Лл (для
каллиграфической
минутки), шапочка-треуголка, указка,
мелодия для
физминутки.
Ход урока:
1.Организационный момент. (Слайд 1)
- Сегодня у нас гости. А гости, это всегда
радость и хорошее настроение. Мне хочется, чтобы вас не покидало радостное и
творческое состояние в течение всего урока.
- Поприветствуйте гостей
улыбкой, пожелайте мысленно себе удачи и тихонечко садитесь за парты. (Открывается Слайд 2)
- В природе
есть солнце. Оно светит и всех нас любит и греет. Так пусть же каждый его лучик
заглянет к нам в класс и не только обогреет нас, но и придаст нам сил,
аккуратности, уверенности в знаниях о части речи – глаголе.
- Прочитайте
девиз нашего урока.
Доска: «Учись, смекай, активным будь.
И к знаниям откроешь
путь!»
2.Минутка чистописания. (Слайд 3)
- А
отправимся мы сегодня с вами в сказочный зимний лес.
- Но,
сначала подготовим наши пальчики к письму. (Гимнастика для пальцев)
- Руки
поставьте на локти, разминаем по очереди пальцы на одной руке, а потом на
другой.
Пальцы делают зарядку,
Чтобы меньше уставать.
А потом они в тетрадке
Будут буковки писать.
- Откройте
тетради. Дежурные продиктуют вам число. (Дети комментируют число)
- Ещё раз
посмотрите, какой красивый зимний лес. Изобразим его в тетрадях. Проведем
минутку чистописания.
1 строка: Заглавные буквы «Л» - это стройные деревья, а строчные «л» -
широкие кустарники.
2 строка: слово лес.
3.Актуализация
изученного материала о глаголе. (Открывается Слайд 4)
- Чтобы войти в лес,
нужно составить предложение из слов. (Открывается Слайд 5)
Доска:
в, извилистая, уводит, тропинка, лес.
- Составьте из данных
слов предложение и запишите его. (Дети составляют предложение, затем
открывается Слайд 6)
Доска:
Извилистая тропинка уводит в лес.
- Давайте проведём
синтаксический разбор и найдём главные и второстепенные члены предложения.
(Один ученик работает у доски)
- Ребята, а как нужно
вести себя в лесу? (Слайд 7)
- Используйте в своей
речи глаголы. (Дети приводят примеры)
- Обратите внимание,
какие слова вы сейчас назвали: «кричать, мусорить, слушать, смотреть…»
- На какой вопрос
отвечают эти слова?
- Как называются эти
слова? (Слайд 8)
- Сегодня мы попробуем
сделать жизнь настоящей с помощью глаголов.
- Но сначала послушаем
небольшое интервью-шутку от Боженкова Евгения и Глиновой Ольги.
«Интервью - шутка»
Учитель: Однажды одной части речи предложили ответить на
вопросы. Послушайте вопросы и догадайтесь, какая часть речи давала интервью.
Учитель: Что вы любите больше всего?
Глагол: Люблю
действовать.
Учитель: Что вы больше всего не любите?
Глагол: Не люблю
предлоги и известную всем частицу.
Учитель: Что вы можете сказать о своей роли в речи?
Глагол: Что без
меня предметы?
Лишь названия.
А я приду-
Все в действие придет.
- Кто это,
ребята? (Глагол.)
Учитель
надевает мальчику шапочку-треуголку с надписью: глагол
Открывается Слайд
9
Слово глагол в Древней Руси
обозначало: речь вообще. Так, в словаре Владимира Ивановича Даля мы
узнаём: «Глагол – это речь человека,
разумный говор, язык…».
4.Роль глаголов
в речи.
- Для чего нужны глаголы, какую роль играют в речи?
- Чтобы ответить на этот вопрос, прочитаем тексты.
(Открывается Слайд 10)
- А теперь закройте глазки и представьте картины,
которые нарисованы словами в вашем воображении.
- Одинаковы ли эти картины?
- А тексты? Чем они отличаются?
- Какие слова оживили картину? (Глаголы.)
- Чем похожи эти слова? (Обозначают действие и
отвечают на вопросы…)
- Какую роль выполняют в нашей речи глаголы? (Передают
точно и достоверно все действия и события.)
Работа в паре: У вас на партах такой же текст. Подчеркните глаголы.
А затем,
работая в паре,
проведите взаимопроверку.
Учащиеся
работают в паре
- Проверьте себя. (Открывается Слайд 11)
5.Минутка релаксации.
- Чтобы ваши глазки не уставали и правильно находили
глаголы, проведём гимнастику для глаз.
Звучит
медленная композиция, открывается Слайды 12,
13, 14
Релаксация
по методике Базарного
6.Отличие
глаголов от других частей речи.
- В нашем зимнем лесу снегопад. (Слайд 15)
- А так как мы с вами отдохнули, то наши глазки без
труда смогут найти глаголы.
На доске
снежинки с заданием
Задание: На каждой снежинке написаны однокоренные слова разных
частей
речи. Наша задача, найти среди них глаголы.
1)
Зеленый, зелень, зеленеет.
2) Старичок, старый, стареет.
3) Петь, пение, певец.
4) Звон, звонит, звонкий.
5) Кричат, крикливый, крикун.
- Сделаем вывод: Как
отличить глаголы от других частей речи? (Ответы детей.)
После ответов детей включить Слайд
16 (Вывод о глаголе, как части речи.)
7.Закрепление материала. (Открывается Слайд
17)
1)Подбор к именам существительным слов-действий.
- Мы с вами уже давно гуляем
по зимнему лесу, а в нём много разных обитателей. (Открывается Слайд 18)
- Перечислите их. (Заяц,
лиса, ёж, дятел, медведь, волк.)
- Есть ли среди данных слов
словарные слова? (Заяц, дятел, медведь.)
Какую орфограмму надо
запомнить в написании этих слов? (Непроверяемая безударная гласная.)
- Подберите и запишите
подходящие к ним глаголы. Как вы будете подбирать глаголы? (Заяц прыгает,
лиса охотится, ёж топает, дятел стучит, медведь рычит, волк воет.)
2)Работа с текстом (устно). Открывается Слайд
19
- Поработаем устно.
- Кроме обитателей в лесу
живёт Старичок-лесовичок.
- Прочитаем текст о нём и
назовём глаголы. (Открывается Слайд
20: 1-й щелчок.)
- Назовите глаголы. Сколько
их? (7 глаголов.)
- Как подчёркиваются
глаголы? (Двумя линиями.)
- Проверим себя. (Слайд 20: 2-й щелчок)
3)Улица частей речи.
На обратной стороне доски три домика
- А теперь попробуйте
расселить наш Глагол
на улице частей речи. Будьте внимательны!
Открывается доска
Улица частей речи.
Дом 1.
Часть речи
Обозначает:
предмет
Отвечает на
вопросы: Что делает? Что сделает?
Дом 2.
Часть речи
Обозначает:
действие предмета
Отвечает на
вопросы: Какой? Какая?
Дом 3.
Часть речи
Обозначает:
признак предмета
Отвечает на
вопросы: Кто? Что?
- Можем ли мы поселить Глагол в дом под номером один?
(Нет.)
- Почему? (В доме № 1 не
указаны все признаки глагола.)
- Давайте изменим этажи
домиков, чтобы там смогли поселиться все части речи.
Один ученик у доски меняет карточки в
правильной последовательности
- Теперь все жильцы
заселены, и можно прочно закрепить в домах фундамент.
В домики добавляются карточки: имя существительное,
имя прилагательное, глагол
8.Итог урока.
- В заключении подведём
итоги. (Открывается Слайд 21
ответ на вопрос: по щелчку.)
- Что же такое глагол? (Глагол
– это самостоятельная часть речи.)
- Что обозначает глагол?
(Глагол обозначает действие предметов.)
- На какие вопросы отвечает?
(Глагол отвечает на вопросы: что делать? Что сделать?)
- Какую роль выполняют
глаголы в речи? (Передают точно и достоверно все действия, события.)
Открывается Слайд 22
- А нам пора возвращаться из
зимнего леса.
- И вот такой волшебный
сундучок нам дарит зимний лес.
Появляется «волшебный сундучок»
- Давайте посмотрим, какое
«крылатое выражение» зашифровано в нём?
Сундучок: «Жить по
глаголу».
- Что означает это
выражение? (Жить в мире, дружбе и согласии.)
9.Домашнее задание. Оценивание.
- Более подробную информацию
о данном «крылатом выражении» вы можете найти дома в словарях или
интернет-источниках.
Дома: с.46 у. 101
Оценки за
урок__________
- Я также проверю ваши
самостоятельные работы по карточкам и выставлю оценки за них.
10.Рефлексия.
- Наш урок подошёл к концу.
Вы показали прекрасные знания по теме «»Роль глаголов в речи.
- А теперь давайте расскажем
всем присутствующим, каким образом мы достигли таких результатов.
Инсценировка стихотворения
Матвей: Я пришел из
школы,
Я учу глаголы…..
Мне их выучить пустяк!
У меня свой метод!
Применяется он так,
Новый метод этот: (показать действия)
« Кричать» - кричу,
« Вертеть» - верчу,
« Двигать» - двигаю
« Прыгать» - прыгаю.
Я и прыгал! Я и двигал! (загибает пальчики на руке)
Я и топал! Я и пел!
Пел, пока у нас в прихожей
Вдруг звонок не зазвенел!…
Открываю: наш сосед…. (удивленно
разводит руками)
Он живет под нами.
Не причёсан, не одет –
В тапках и в пижаме.
Он кричит:
Иван: Прошу
прощенья!
Это что – землетрясенье?
Или, может быть, слоны
Надо мной поселены?!
Матвей: Уважаемый
сосед,
Никого в квартире нет,
Я пришёл из школы
И учу глаголы….
- Вот каким
тяжёлым трудом иногда достаются знания.
- Спасибо за
урок. (Слайд 23)