Психологический тренинг для учителей
«Сохраним себя для себя».
Мы грамотные люди и за свою жизнь научились хорошо читать. И читаем много, в том
числе и литературу по психологии. Тогда почему же мы через три дня забываем то,
о чем пишут в умных психологических книжках? Книги не такие или мы? Да
просто в жизни, как и в психологии, практика нужна, а не теория. Где ее
взять? На тренинге! Там учиться безопаснее, чем в жизни. Это не сложно, даже
если психология для вас - китайская грамота. Благодаря чему психологические тренинги дают
хороший результат? На тренинге все как в жизни, только интереснее и полезнее.
В основе тренингов лежит целый ряд принципов,
благодаря которым человек приобретает на практике навыки эффективного
поведения, которые потом применяет в жизни:
Принцип первый: упор на практику – очевидно, что никакая теория в таком вопросе не
поможет. Поэтому психологические тренинги целиком построены на основе
занимательных практических заданий и
упражнений взятых из жизни, на работе в парах и группах, ролевых и
психологических играх, направленных на отработку практических личностных навыков. Эти упражнения проверены многолетней
психологической практикой и доказали свою эффективность в жизни.
Продуманная структура занятий, позволяющая последовательно развить необходимые
практические навыки и способности в себе. Начав с раскрытия своих
внутренних ресурсов, вы постепенно обучитесь использовать эти ресурсы в разных
сферах жизни: в общении с людьми, в т.ч. с
детьми, родителями на работе и др.
С целью сплочения коллектива, развития доверительных отношений я провела
с коллегами нашей школы
тренинг «Сохраним себя для себя».
Первое условие тренинга – всем участникам раздаются листочки на которых они пишут имена
и прикрепляют их к одежде. Участники рассаживаются в круг, который
является пространством этой группы. В этом пространстве нет никого и ничего, кроме нас самих, кроме того, что мы принесли сюда в себе. Что-то делать с
собой здесь мы можем только с помощью друг друга, через наше общение.
Чтобы оно было более эффективным мы будем использовать различные игры и упражнения, позволяющие
лучше увидеть себя и других. Мы будем узнавать друг друга через те отношения,
которые будут здесь складываться. Чтобы наше общение было эффективным, оно
должно подчиняться некоторым правилам»:
Таким как -
- «Здесь и теперь» тут главное для нас, что
человек видит, чувствует «здесь и теперь» по отношению к себе, к другим.
- Принцип эмоциональной открытости. Каждый должен быть друг с другом
откровенным и открытым. А если человек по каким-то причинам не хочет говорить о том, что
с ним происходит, то вступают в силу правила «Свободы выбора» и «Стоп». Можно
сказать: «Я сейчас не хочу об этом говорить. Стоп».
- Правило Я - высказываний. Это означает, что нужно говорить от своего имени и приблизительно
в такой форме: «Я чувствую. Мне кажется, я думаю…», а не от авторитетного лица
или с точки зрения каких-то норм и законов. Нужно избегать высказываний типа:
«Мы все чувствуем…» или «Существует мнение…».
- Правило уважения говорящего. Когда высказывается кто-то из членов группы, все его должны
внимательно слушать, давая человеку возможность высказать то, что он хочет.
- Правило конфиденциальности. Нельзя рассказывать о том, что делают и что происходит в группе,
посторонним людям. О себе, о своем опыте, словах, переживаниях – пожалуйста».
Далее тренинг сопровождается рядом занимательных упражнений таких как : «Порядковый
счет»,
«Салфетки», "На что похоже мое настроение
сейчас?" ,«Это классно!», «Я глазами других», «Ярмарка достоинств».
Все эти упражнения не только важны для развития, но и раскрывают творческие и интеллектуальные ресурсы участников, помогают установить зрительный контакт со всеми участниками , а также
пригодятся вам в вашей жизненной практике.
Доброжелательная непринужденная атмосфера способствует тому, что на таких тренингах
вы чувствуете себя безопасно и комфортно и легко получите
опыт полезной для жизни психологической практики.
Свой тренинг я завершила такими словами - «Мы немного устали, давайте расслабимся и
представим, что наш зал наполняется фиолетовым цветом, нам прохладно и неуютно,
но чтобы стать ближе давайте пожмём друг другу руки. Теперь почувствуйте
прохладу моря, зал наполняется голубым цветом, давайте прикоснёмся друг к другу
плечом, нам станет теплее. А теперь мы на зелёной лужайке, улыбнитесь друг
другу. Сколько красивых жёлтых цветов вокруг, солнышко согревает нас, пожелаем
удачи друг другу и процветания! И стало совсем тепло от наших улыбок и
сотрудничества, красный цвет радости, давайте похлопаем друг другу!»
Мукажанова Алия Амангельдиновна –психолог школы