Планирование урока литературного чтения для 3 «Г» класса
Учитель: Морозов О.М. – учитель начальных классов
Урок №
Дата:
Тема: Внеклассное чтение Л.Толстой «Акула»
Цель: Познакомить с жизнью и творчеством Л.Толстого, с содержанием произведения, создание условий для полноценного восприятия художественного произведения. Способствовать умению выделять главную мысль произведения;
- формировать умение устанавливать последовательность событий в тексте;
-способствовать развитию творческих способностей учащихся;
-совершенствовать умения анализировать поступки литературных персонажей и видеть их мотивы.
Тип урока: комбинированный, урок изучения нового материала
Метод: словесный, практический, частично-поисковый
Оборудование: учебник, выставка книг, тестовая работа, памятка с объяснением новых слов.
Ход урока:
1.Организационный момент
Психологический настрой.
-- Встреча с книгой, что с другом,
Для всех словно праздник,
Книга учит детей
Всем премудростям жизни -
Как быть человеком
И быть нужным Отчизне.
-Сегодня на уроке мы будем и слушать, и запоминать, и
рассуждать. Ведь чтение без размышления – пустое развлечение.
2.Актуализация знаний
Речевая разминка.
Я рисую море,
Голубые дали.
Вы такого моря
Просто не видали!
-Прочитать текст жужжащим чтением.
Работа со скороговоркой
Корабли лавировали, лавировали,
Да не вылавировали.
-Что значит «лавировали»?
-Как вы думаете, почему я для речевой разминки
предложил морскую тематику?
(ответы
детей)
3.Определение темы урока
- Отгадайте загадку:
В бинокль злюку разгляжу
И капитану доложу,
Знают все прекрасно,
С ней играть опасно!
Зубы острые, как нож,
Лучше ты её не трожь!
- Какова же тема сегодняшнего урока?
- Что вам известно об
этой грозной обитательнице морей и океанов?
Рассказ об акуле ( дети готовят сообщение дома заранее)
Примерный рассказ
«Акула - страшная хищница моря. Это очень древние
рыбы. Акула - рыба прожорливая и хищная. Они целой стаей плывут за кораблями и
ждут, не упадёт ли в море человек, но если такого не случается, то с большим
удовольствием пожирают то, что люди выбрасывают в воду. Они глотают всё подряд,
даже пустые бутылки, консервные банки и всякий хлам. Белая акула- самая
опасная, свирепая и сильная из всех акул. Её называют «белая смерть». Пасть
акулы усажена несколькими рядами острых зубов. Кожа многих акул покрыта чешуёй
с острыми шипами. Поэтому даже легкое прикосновение акулы плывущей порой со
скоростью 40 км/ч, наносит серьёзные раны. Но не все акулы хищники. Многие
питаются медузами, мелкой рыбёшкой».
-
Думаю, что многие узнали об акулах что-то новое и интересное.
-
Какие чувства вы испытываете, когда слышите слово «акула»?
Вот
и сегодня мы познакомимся с произведением ,которое называется «Акула», но
прежде чем начать читать рассказ, мы с вами должны познакомимся с автором
данного произведения.
4.Знакомство с биографией Л.Толстого
Толстой Лев Николаевич (1828 – 1910) . Родился
9сентября в имении Ясная Поляна Тульской губернии. Л.Н.Толстой изучал историю,
музыку, рисование, медицину. Его книги переведены на многие языки, их читают во
всём мире. Он открыл школу в Ясной Поляне, написал учебник для детей и сам учил
их.
5.Работа с
выставкой книг.
-
Обратите внимание на выставку книг?
-
Кто автор этих книг?
-
Как назвать её? Почему? ( авторская, т.к. автор этих книг – Л.Н. Толстой)
-
Какие произведения читали самостоятельно?
-
Произведения каких жанров писал Л.Н.Толстой?
-
Выберите из выставки басни, были, рассказы. ( Дети называют варианты и
показывают книги)
--О
чём пишет этот автор? Что его волнует? (Рассказы о животных, о людях, о
детях, о природе. Волнуют человеческие чувства, отношения.)
6.Работа с иллюстрацией
- Что мы видим? Верно, на ней изображены
большие парусные корабли, которые в давние времена служили основным средством
дальних морских плаваний.
Корабль, изображённый на переднем плане рисунка, стоит
на якоре, который на очень длинной цепи опущен на дно. Это военный корабль. У
него на вооружении много орудий - корабельных пушек. Чтобы выстрелить из такой
пушки, надо было поднести фитиль с огнём к стволу (хоботу) и у специального
отверстия поджечь порох. Пушки обслуживали матросы – артиллеристы. Ими
командовал офицер.
Об истории, случившейся однажды на таком корабле и
рассказал Л.Н. Толстой.
7.Словарная работа.
-Чтобы лучше понять рассказ, я предлагаю вам познакомиться
с новыми словарными словами.
Артиллерист - это военнослужащий человек, стреляющий из
пушки.
Пустыня - большое песчаное незаселенное пространство.
Африка – второй по величине
после Евразии материк.
В Африке есть
самая большая пустыня – Сахара. Африка это тёплый материк, температура там
летом +25 градусов, а зимой также преобладают высокие положительные температуры
(+16 градусов).
В Африке находятся слоны, носороги, зебры,
гиппопотамы, множество птиц в том числе и страусы, фламинго.
Ропот - неясные, негромкие голоса.
Застлал - закрыл туманом.
Хобот - упирающаяся в землю задняя часть пушки.
Фитиль - шнур для поджигания пороха.
8.Знакомство с
произведением «Акула»
Проверка первичного восприятия
Постараетесь
ответить на вопрос. Почему рассказ называется Акула?
-
Где стоял корабль?
-
Как Толстой описывает погоду в этот день
-
С чем автор сравнивает погоду?
Как
бы вы озаглавили эту первую часть?
-
«Корабль у берегов Африки».
-
Где матросы устроили купальню?
-
Как бы мы озаглавили эту часть?
-
«Купание в парусе».
-
Кто же был с матросами на корабле?
-
Почему дети решили сплавать в открытое море
-
Какими пловцами были дети, и какое слово об это говорит? (Дети читают эпизод
текста)
-
Как отнесся старый артиллерист к забавам сына и его товарища?
-
Что значит «Не выдавай! понатужься!». Как он это крикнул
-
Что выражает лицо артиллериста
-Как
мы озаглавим эту часть?
-
«Плавание наперегонки в открытом море»
-
Какими словами автор называет акулу? Почему.
-
Да, автор называет так акулу за тем, чтобы мы могли почувствовать страх за
мальчиков. Над ними нависла беда.
-
Как отреагировали дети на его слова?
-
С чем сравнивает автор артиллериста? Почему автор использует это сравнение?
-
Какие слова говорят о пережитых им чувствах?
-
Как матросы решили помочь мальчикам?
-
Найдите глаголы, которые описывают действия матросов. Как действуют матросы?
-
Как мы будем читать?
-
На каком расстоянии от мальчиков акула? Успеют ли матросы спасти ребят?
-
Как озаглавим эту часть?
-«Появление
морского чудовища».
-
Как отреагировали ребята, увидев акулу? Что означает фраза «пронзительный
визг»? Почему автор употребил именно это сочетание слов? В чем разница между
словами визг и крик?
-
ВИЗГ - это пронзительный, резкий крик. Представьте, что чувствовали
ребята…-: Как озаглавим эту часть?
-
«Пронзительный визг».
-
Как подействовал визг мальчика на отца? Как он все делал?
-
Какое решение принимает артиллерист?
-
Какой будет темп чтения? Какое чувство?
-
Как действует команда? Почему все замерли от страха?
-Как
ведет себя артиллерист после выстрела? Почему чего он боялся?
-
Что привело старого артиллериста в чувства? Что он сделал?
-
Какое он сейчас он испытывает чувство?
-
Что его успокоило?
-
Как бы мы озаглавили эту часть?
-«
Мальчики на корабле».
-
Как вы думаете, почему свой рассказ Л.Н.Толстой назвал Акула?
9.Физминутка
Над
волнами чайки кружат,
Полетим
за ними дружно.
Брызги
пены, шум прибоя.
А
над морем – мы с тобою!
(Дети машут
руками, словно крыльями)
Мы
теперь плывем по морю
И
резвимся на просторе.
Веселее
загребай
И
дельфинов догоняй.
(Дети
делают плавательные движения руками)
10.Составление
коллективного синквейна «Акула»
1.
Написать имя существительное по теме.
2.
Два имени прилагательных
3.Три
слова-действия
4.
Предложение
5.
Слово-смысл темы.
Синквейн «Акула»
1.Акула
2.Огромная,
кровожадная.
3.Плавает,
нападает, поедает.
4.У
акулы острые зубы.
5.Хищник.
11.Работа над
закреплением изученной темы
Работа в парах
Обучающиеся
восстанавливают подтекст «Переживания артиллериста»
и
рисуют модель, отражающую его состояние:
Радость страх отчаяние успокоение
любовался
закричал упал, открыл лицо
сыновьями
бледный закрыв лицо посмотрел
руками на море
-
Сейчас выполним тест и посмотрим, кто был самым внимательным.
Л.Н.
Толстой «Акула»
1.
Где стоял корабль?
а)
у берегов Австралии
б)
у берегов Африки
в)
у берегов Америки
г)
у берегов Индии
2.
Какая погода установилась к вечеру?
а)
прохладная б) приятная в) жаркая, душная
3.
Какой приказ отдал капитан?
а)
«Отдать швартовы!»
б)
«Полный вперед!»
в)
«Полный назад!»
г)
«Купаться!»
4.
Какую купальню устроили матросы?
а)
спустили парус в воду
б)
окружили место купания канатами
в)
купались между кораблем и берегом
5.
Почему два мальчика стали плавать в открытом море?
а)
им не хватило места в общей купальне
б)
их не пустили в общую купальню
в)
им запретили купаться
г)
им было тесно в общей купальне
6.
Куда они поплыли наперегонки?
а)
к небольшому острову
б)
к берегу
в)
к тому месту, где был бочонок над якорем
7.
Кто был отцом одного из мальчиков?
а)
капитан б) боцман в) судовой врач г) старый артиллерист
8.
Что он вначале кричал сыну?
а)
«Назад!»
б)
«Плыви быстрее!»
в)
«Не выдавай! Понатужься!»
г)
«Давай! Давай!»
9.
Что он стал кричать потом мальчикам?
а)
«Назад! Вернитесь!»
б)
«Стойте! Остановитесь!»
в)
«Быстрее! Вперёд!»
10.
Почему?
а)
начинался шторм
б)
появилась акула
в)
появился пиратский корабль
г)
корабль стал тонуть
11.
Что сделали матросы?
а)
попрыгали за борт и поплыли к мальчикам
б)
спустили лодку и поплыли к мальчикам
в)
стали громко звать мальчиков
г)
стали стрелять
12.
Почему помощь матросов могла не успеть?
а)
мальчики стали тонуть
б)
пираты открыли огонь
в)
поднялся сильный ветер
г)
акула была слишком близко
13.
Что сделал артиллерист, когда услышал визг мальчиков?
а)
выстрелил из пушки в акулу
б)
выстрелил из ружья в акулу
в)
выстрелил из пушки два раза
14.
Какая картина предстала перед глазами людей на корабле, когда дым рассеялся?
а)
жёлтое брюхо мёртвой акулы
б)
тонущий пиратский корабль
в)
акула исчезла
г)
мальчиков не было видно
д)
всё было по-прежнему
15.
Когда поднялся старый артиллерист?
а)
когда чуть-чуть отдохнул
б)
когда пришёл в себя после удара
в)
когда услышал общий радостный крик
г)
когда услышал крик мальчиков
ОТВЕТЫ: Б
в г а г в г в а б б г а а в
12.Медленное вдумчивое
повторное чтение.
-
Сейчас мы еще раз прочитаем текст по абзацам «цепочкой», чтобы мы могли перейти
к его анализу.
13.Работа в
группах.
Я
вам предлагаю подумать над следующими проблемными вопросами.
•
Какие чувства в читателе вызывает этот рассказ? 1 гр.
(тревогу,
беспокойство, страх, волнение, отчаяние, радость)
·
2 гр. -
Какие моменты в рассказе самые волнующие? (появление акулы, волнение
артиллериста, встреча с акулой, выстрел, напряженное ожидание).
3гр. – Из предложенных фразеологизмов подобрать те,
которые подходят к данному рассказу. Объяснить, почему.
Душа в пятки ушла
Лёгок на помине
Сам не свой
Риск – благородное дело
Держать ухо востро
14.Рефлексия
– Итак, чему же мы учились сегодня на уроке? (оценивать
поступки героев, анализировать произведение, выделять главную мысль)
- Какие задания вам показались сложными для
выполнения? Как вы с ними справились?
– Что нового, интересного узнали?
15.Домашнее задание
Благодарю за работу.
Акула
Наш
корабль стоял на якоре у берега Африки. День был прекрасный, с моря дул свежий
ветер; но к вечеру погода изменилась: стало душно и точно из топленной печки
несло на нас горячим воздухом с пустыни Сахары.
Перед
закатом солнца капитан вышел на палубу, крикнул: "Купаться!" - и в
одну минуту матросы попрыгали в воду, спустили в воду парус, привязали его и в
парусе устроили купальню.
На корабле с нами было два мальчика. Мальчики первые попрыгали в воду, но им
тесно было в парусе, и они вздумали плавать наперегонки в открытом море.
Оба, как ящерицы, вытягивались в воде и что было силы поплыли к тому месту, где
был бочонок над якорем.
Один
мальчик сначала перегнал товарища, но потом стал отставать.
Отец мальчика, старый артиллерист, стоял на палубе и любовался на своего
сынишку. Когда сын стал отставать, отец крикнул ему:
-
Не выдавай! Понатужься!
Вдруг с палубы кто-то крикнул: "Акула!" - и все мы увидали в воде
спину морского чудовища.
Акула плыла прямо на мальчиков.
- Назад! Назад! Вернитесь! Акула! - закричал артиллерист. Но ребята не слыхали
его, плыли дальше, смеялись и кричали ещё веселее и громче прежнего.
Артиллерист,
бледный как полотно, не шевелясь, смотрел на детей.
Матросы спустили лодку, бросились в неё и, сгибая вёсла, понеслись что было
силы к мальчикам; но они были ещё далеко от них, когда акула уже была не дальше
двадцати шагов.
Мальчики
сначала не слыхали того, что им кричали, и не видали акулы; но потом один из
них оглянулся, и мы все услыхали пронзительный визг, и мальчики поплыли в
разные стороны.
Визг этот как будто разбудил артиллериста. Он сорвался с места и побежал к пушкам.
Он повернул хобот, прилёг к пушке, прицелился и взял фитиль.
Мы все, сколько нас ни было на корабле, замерли от страха и ждали, что
будет.
Раздался выстрел, и мы увидали, что артиллерист упал подле пушки и закрыл лицо
руками. Что сделалось с акулой и с мальчиками, мы не видали, потому что на
минуту дым застлал нам глаза.
Но когда дым разошёлся над водою, со всех сторон послышался сначала тихий ропот,
потом ропот этот стал сильнее, и, наконец, со всех сторон раздался громкий,
радостный крик.
Старый артиллерист открыл лицо, поднялся и посмотрел на море.
По волнам колыхалось жёлтое брюхо мёртвой акулы. В несколько минут лодка подплыла
к мальчикам и привезла их на корабль.